На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ольга Мазлова
    "в 1926 г., заполняя анкету при поступлении в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, в графе национ...Считал ли Королёв...
  • Ольга Мазлова
    Любимой песней С. П. Королёва была украинская "Дивлюсь я на небо", которую ему с орбиты "на всю Вселенную" (с) спел к...Считал ли Королёв...
  • Ольга Мазлова
    "во всех других дошедших до наших дней документах Королев называл себя русским и только русским" Это ложь. И национал...Считал ли Королёв...

Последние «Медведи» на Украине: что забыли Ту-95 и Ту-142 в 2013 году в Николаеве?

Недавно в Сети появился весьма любопытный спутниковый снимок территории «Николаевского авиаремонтного завода», датируемый 2013 годом, на котором засветились сразу три самолёта, по внешнему виду очень похожих на стратегические бомбардировщики Ту-95. Учитывая тот факт, что к началу 2000-х все стоящие на вооружении Украины самолёты данного типа была разрезаны на металл либо переоборудованы в музейные экспонаты, данная фотография не могла не вызвать ряд вопросов. Более того, при детальном рассмотрении снимка в очертаниях бомбардировщиков угадываются два Ту-95МС ВВС Украины, судя по бортовым номерам (95 и 31, соответственно) произведённые в 1987 году, и один Ту-142МК (бортовой номер 62), принадлежащий ВМФ России. Что на украинском аэродроме мог забыть российский самолёт, и откуда там оказались утилизированные более чем 10 лет назад украинские бомбардировщики? Давайте разберёмся.

Последние «Медведи» на Украине: что забыли Ту-95 и Ту-142 в 2013 году в Николаеве?

Спутниковый снимок трёх самолётов, предположительно выполненных на базе стратегического бомбардировщика Ту-95, на территории «Николаевского авиаремонтного завода». Источник фото: diana-mihailova.livejournal.com

История данных машин берёт начало ещё 23 мая 1992 года, когда должностными лицами Украины был подписан знаменитый Лиссабонский протокол к договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Согласно ему Украина взяла на себя все сопутствующие обязательства одного из государственных преемников бывшего СССР. Уже на следующий год Киев заключил новое соглашение с США, предусматривающее ликвидацию стратегического ядерного оружия, оставшегося на Украине, а также уничтожение его средств доставки. К 1998 году данный договор перерос в так называемую комплексную программу поэтапного сокращения и ликвидации дислоцированных на авиабазах бывшего СССР стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160, а также их вооружения. Программу, которую украинское правительство, особо не задумываясь, сразу же бросилось выполнять.

Последние «Медведи» на Украине: что забыли Ту-95 и Ту-142 в 2013 году в Николаеве?

Показательная разделка украинских крылатых ракет Х-22 на авиабазе Озёрное. Источник фото: ru.wikipedia.org/Автор: DTRA photo - http://www.flickr.com/photos/dod_dtra/4314558094/, Общественное достояние

Последствия этого крайне необдуманного решения вскоре стали известны всему миру. Кадры варварски распиленных на металл советских бомбардировщиков и ракет, срок эксплуатации которых не превышал несколько лет, облетели все СМИ. Однако мало кому известно, что в то время среди украинских военных и политиков нашлись здравомыслящие головы, которые хотели спасти хотя бы малую часть авиационного наследия СССР.

Две единицы Ту-95МС по отдельному пункту пресловутой комплексной программы планировалось из стратегических бомбардировщиков переоборудовать в самолеты-разведчики так называемого «экологического патруля». С их помощью украинское правительство намеревалось контролировать химический состав воздуха над страной и радиационный фон. Для выполнения этих задач конструкцию Ту-95МС было необходимо подвергнуть серьёзным изменениям и, более того, разработать конструкторские и технологические документации по переоборудованию бомбардировщиков.

Идея создания «экологических самолётов» получила первоначальное одобрение правительства и финансирование из бюджета Украины в размере 1 600 000 долларов США. Вскоре оба Ту-95МС, которые и удалось заснять в 2013 году с помощью спутника, были отправлены на «Николаевский авиаремонтный завод». Что для страны, переживающей далеко не самые лучшие времена, было крайне удивительно. Однако до создания новых самолётов сугубо гражданского назначения дело так и не дошло. Спасти уникальные бомбардировщики помешала украинская бюрократия и повальная коррумпированность военных и чиновников.

Последние «Медведи» на Украине: что забыли Ту-95 и Ту-142 в 2013 году в Николаеве?

Всё что осталось от Ту-95МС, которые должны были быть переоборудованы в самолёты так называемого «экологического патруля». Источник фото: diana-mihailova.livejournal.com

В 2011 году самолёты каким-то непонятным образом оказались включены в «Перечень военного имущества Вооруженных Сил Украины», которое подлежало отчуждению у государства. И, как этого и следовало ожидать, в 2013-ом году Ту-95МС были проданы ООО «Авто-Трейд Украина» по мизерной цене около четырёх миллионов гривен (напомним, что на момент заключения договоров с США, каждый из бомбардировщиков стоил около 65 миллионов гривен).

Впоследствии один из самолётов исчез (возможно он был разрезан на металл, а возможно разукомплектован и в 2014 году продан на аукционе Ebay за 3 миллиона долларов). Второй же бомбардировщик до сих пор находится на территории «Николаевского авиаремонтного завода» в разобранном состоянии. По поводу незаконно проданных самолётов Главной военной прокуратуры Генеральной прокуратуры Украины в 2015 году даже было проведено досудебное расследование. Чем оно завершилось доподлинно неизвестно.

Последние «Медведи» на Украине: что забыли Ту-95 и Ту-142 в 2013 году в Николаеве?

Выставленный на продажу на аукционе Ebay Ту-95МС. Возможно, он является одним из бомбардировщиков, которые хотели переделать в самолёты «экологического патруля» Источник фото: diana-mihailova.livejournal.com

Что же касается российского Ту-142МК, то противолодочный самолёт оказался на украинском аэродроме в конце 90-х. Тогда Министерство Обороны РФ договорилось о ремонте пяти противолодочных «тушек» в цехах «Николаевского авиаремонтного завода». Все самолёты ввезли на территорию Украины в рамках таможенного режима «временный ввоз». Однако впоследствии одна из машин с бортовым номером 62 по неустановленным причинам специальным дополнительным соглашением была исключена из процедур технического обслуживания.

В итоге после проведённого ремонта четыре других противолодочных самолёта вновь оказались в России, а пятый, который как раз и запечатлён на спутниковом снимке 2013 года, остался на аэродроме. Так как часть работ на Ту-142МК всё-таки была проведена, Украине удалось получить небольшую денежную компенсацию у России в 2006 году, но самолёт всё равно долгое время оставался никому ненужным.

Последние «Медведи» на Украине: что забыли Ту-95 и Ту-142 в 2013 году в Николаеве?

Разукомплектованный противолодочный Ту-142МК, который так и не удалось вернуть в Россию. Источник фото: diana-mihailova.livejournal.com

В 2010 году, после начала масштабной реформы Вооружённых Сил РФ, Министерство обороны страны пыталось договориться о возвращении отремонтированного самолёта в состав Черноморского флота и полном возмещении всех денежных затрат «Николаевскому авиаремонтному заводу» за ремонт и хранение Ту-142МК. Но из-за проволочек, организованных украинскими таможенниками, машина оказалась фактически заблокированной на аэродроме. Владелец противолодочного самолёта банально не успел оформить все предпродажные документы до истечения срока временного ввоза «тушек» на Украину. Очевидно, в передаче Ту-142МК России к тому времени на Украине никто не был заинтересован.

В итоге, разукомплектованный противолодочный самолёт простоял на территории «Николаевского авиаремонтного завода» ещё как минимум три года и впоследствии, скорее всего, был утилизирован. На спутниковом снимке места расположения Ту-142МК, датируемым 2014 годом, машина уже не наблюдается.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх