На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ольга Мазлова
    "в 1926 г., заполняя анкету при поступлении в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, в графе национ...Считал ли Королёв...
  • Ольга Мазлова
    Любимой песней С. П. Королёва была украинская "Дивлюсь я на небо", которую ему с орбиты "на всю Вселенную" (с) спел к...Считал ли Королёв...
  • Ольга Мазлова
    "во всех других дошедших до наших дней документах Королев называл себя русским и только русским" Это ложь. И национал...Считал ли Королёв...

Забытый проект СССР: зачем на «стратеги» Мясищева ставили ракетные двигатели

К концу 50-х в советском ОКБ Мясищева было закончено проектирование и строительство самого современного стратегического бомбардировщика того времени — М-50. Огромный самолёт с размахом крыла около 60-ти метров и возможностью нести до 30-ти тонн боевой нагрузки (в том числе и ядерной) наводил ужас на западные страны, однако, как и все летательные аппараты того времени, имел один серьёзный недостаток.

В случае превентивного удара противника по аэродромам, на которых базировались бомбардировщики, даже уцелевшие М-50 оказались бы абсолютно бесполезны.

Главная проблема новейших сверхзвуковых самолётов заключалась в том, что они могли взлетать только с длинных, хорошо подготовленных бетонных полос, на ремонт которых в случае малейшего повреждения требовалось весьма значительное время. По причине развития атомного оружия под удар попали бы взлётно-посадочные полосы, расположенные даже в глубине территории СССР. Поэтому по обе стороны океана кипели работы по обеспечению взлёта стратегических бомбардировщиков в отсутствие подготовленной полосы.

Забытый проект СССР: зачем на «стратеги» Мясищева ставили ракетные двигатели

Единственный сохранившийся экземпляр стратегического бомбардировщика М-50 в Центральном музее ВВС РФ в Монино. Источник фото: ru.wikipedia.org/ Автор: Maarten from Netherlands - Myasischev 3M, CC BY 2.0

Выходом из ситуации было проектирование самолётов подобного класса, способных приземляться на воду, но в этом случае пришлось бы отказываться от уже построенных бомбардировщиков. Тогда на свет появилось решение обеспечить взлёт самолётов без долгого разбега. Поэтому, в начале 60-х в ОКБ Мясищева начались работы по созданию специальных ракетных ускорителей и разгонных устройств для только что созданного бомбардировщика М-50.

Всего было спроектировано несколько вариантов запуска самолётов с земли, начиная от катапультных систем, и заканчивая разгонными машинами. Ниже будут представлены схемы и краткое описание наиболее проработанных из них.

Забытый проект СССР: зачем на «стратеги» Мясищева ставили ракетные двигатели

М-50, оснащённый ракетными ускорителями, базирующийся на специальной взлётно-разгоночной машине. Источник фото: youroker.livejournal.com

Взлёт бомбардировщика обеспечивался за счёт тяги собственных разгонных блоков, а также набора ускорения транспортного автомобиля. Также, благодаря машинам, сверхзвуковой самолёт получал потрясающую мобильность и мог взлетать практически с любого места.

Забытый проект СССР: зачем на «стратеги» Мясищева ставили ракетные двигатели

М-50 со специальным гидрооборудованием. Источник фото: youroker.livejournal.com

С помощью сбрасываемых поплавков стратегический бомбардировщик мог взлетать с поверхности воды без каких-либо переделок, кардинально меняющих его конструкцию. Разгон самолёта осуществлялся за счёт ракетных ускорителей.

Забытый проект СССР: зачем на «стратеги» Мясищева ставили ракетные двигатели

М-50 на специальной железнодорожной разгонной тележке. Источник фото: youroker.livejournal.com

Главный принцип укороченого взлёта бомбардировщика оставался всё тем же — использование ускорителей на ракетном топливе. Однако в качестве платформы в данном случае использовалась специальная железнодорожная тележка. Данный способ, по сравнению с предыдущими, характеризовался относительной дешевизной разработки взлётного оборудования, но, тем не менее, был довольно быстрым в развёртывании.

Забытый проект СССР: зачем на «стратеги» Мясищева ставили ракетные двигатели

М-50 с ракетными ускорителями на специальной катапульте. Источник фото: youroker.livejournal.com

Начальный разгонный импульс бомбардировщику обеспечивало специальное катапультное устройство, которое, несмотря на свою эффективность, являлось весьма сложным в постройке.

Забытый проект СССР: зачем на «стратеги» Мясищева ставили ракетные двигатели

М-52 с ракетными ускорителями. Источник фото: youroker.livejournal.com

Венцом всего проекта по обеспечению взлёта без разбега для сверхзвуковых самолётов стала разработка системы точечного старта для дальнейшей модернизации М-50 — стратегического бомбардировщика М-52. Несколько ракетных ускорителей суммарной тягой порядка 360 тонн обеспечивали полноценный отрыв самолёта от земли без какого-либо дополнительного разгона.

В итоге и сам бомбардировщик М-50, и разработанный на его базе М-52 вскоре были сняты вооружения и отправлены на слом. С окончанием эксплуатации самолётов закончилось и проектирование специализированных ускорительных систем для укороченного взлёта бомбардировщиков.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх