
Да, кстати, вздыхая по поводу нынешних тяжелых времен для авторов, не стоит идеализировать советские.
Вот уж где была веселуха. Толпы никому не нужных писателей, публикуемых по разнарядке, чьи книги совершали кругооборот типография-книжный-макулатура.
Авторы реально популярные и достойные, выходили редко, добывались из-под полы. Неужели государству не нужны были деньги, выпускать тех же Стругацких - хотя бы в пору их абсолютной идеологической правильности? Нет, не нужны. Ибо как же так - Стругацкие (Ефремов, Беляев, да кто угодно) станут продаваться гигантскими тиражами и круто разбогатеют? Нет! Неправильно! Ждите своей очереди. Пока можете переводами подработать...
Разумеется, в итоге большинство писателей держали огромную фигу в кармане и всячески радовались распаду СССР. "Ух, теперь-то заживём, теперь все нас узнают, во всем мире!" Ага, щаз. Зажили... Бесталанные были уверены, что их зазря зажимают, разрешая лишь книжку в год-два. Талантливые мрачно ругались, что их мало печатают. Литературные генералы (эх, жалко, так и не успели ввести форму для писателей - совсем было бы смешно) надували щеки, ездили в Дома Творчества и проводили творческие встречи. В национальных республиках по квотам из центра растили своих гениев - как правило не слишком-то талантливых, а пошедших "в писатели" путем банального кумовства. Ну, кого-то завскладом или директором рынка, а кого-то пристроили писателем...
Те писатели, что понезависимее, в союз писателей, кстати, вообще не вступали. Булычев, к примеру, писателем официально не был. Но и его, при всем активном издании, выпускали раз в десять, наверное, меньше, чем мог бы проглотить рынок...
Ну, тем кто шёл по категории детских авторов вообще дозволялась лёгкая фронда.
В общем - не надо драматизировать нынешнее время. Золотым веком для авторов, в первую очередь фантастов, были нулевые годы.
А как сейчас сложится - увидим.
Сергей Лукьяненко / Facebook.com
Свежие комментарии