С чем японский премьер приехал в Москву? Ответ на этот вопрос ещё накануне его визита озвучили японские СМИ. Согласно их данным, Абэ готов пойти на компромисс. Агентство Киодо писало, что Токио не будет требовать у Москвы сразу четыре острова, а согласен на получение «хотя бы» двух, самых мелких – Шикотан и Хабомаи.
Провокационные заявления сделали и сами японские власти. Так, МИД страны отказался требовать у России компенсации, а Синдзо Абэ сказал, что лично будет убеждать русское население Курил в целесообразности их перехода под японскую юрисдикцию.
Надо сказать, что эти поспешные заявления усложнили переговорный процесс. Потому что Владимир Путин уже говорил о том, что мирный договор надо подписывать без предварительных условий. Однако японцам надо отдать должное — они открыто говорят то, о чём думают. Их требования ясны и не скрываются: отдайте нам Хабомаи и Шикотан, и дело в кармане! Может, и России взять пример с японцев и чётко обозначить свою позицию?
Для начала было бы неплохо прекратить ссылаться на советско-японскую декларацию от 19 октября 1956 года. Прочитав отрывок из неё, читатель поймёт, почему это так важно: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.»
Отсылка к этой декларации только укрепляет иллюзии японской стороны на получение этих двух островов.
И чем скорее Россия их развеет, тем лучше для всех.В одном из своих последних заявлений по Курилам глава МИД Сергей Лавров дал понять, что передачи островов не может быть, но не прямым текстом, а напомнив о незыблемости итогов Второй мировой войны и Сан-Францисском договоре.
«Япония при поддержке Советского Союза в 1956 г. стала членом Организации Объединённых Наций, подписала и ратифицировала Устав ООН, в котором есть статья 107. Она гласит, что все результаты Второй мировой войны незыблемы. Поэтому мы ничего не требуем от Японии. Мы призываем привести практические действия наших японских соседей в соответствие с их обязательствами по Уставу ООН, Сан-Францисской декларацией и целому ряду других документов, включая и упомянутые вами», — ответил Лавров на вопрос японской журналистки.
Напомним, что в соответствии с Сан-Францисской декларацией 1951 года, Япония добровольно отказалась от любых претензий на Курильские острова и южный Сахалин, отошедшие к России по итогам Второй мировой войны.
Во-вторых, следует исключить из переговоров тему размещения или неразмещения американских систем противоракетной обороны на Курилах. Потому что, обсуждая это, мы опять допускаем возможность передачи островов.
Ну и третий момент. Некоторые эксперты говорят, что Россия может передать Курилы при условии, что Япония станет нейтральной страной. Но и этот вариант ведения переговоров о мире проигрышный. Потому что у Японии есть страх перед растущим Китаем, и Токио будет сохранять американские базы, чтобы балансировать Пекин. Кроме того, нет никакой гарантии, что после получения Курил Япония не откажется от нейтралитета и не заключит снова военный договор с США.
Стратегическое и экономическое значение Курил сложно переоценить. Это и наличие рения, нефти, рыбы, незамерзающих проливов Екатерины и Фриза. К этому можно только добавить только одно. Сдача территорий повлечёт за собой опасный прецедент. Другие соседи России тоже могут заявить о своих претензиях на российские территории. Например, Украина может потребовать себе населённую казаками Кубань, Китай – Внешнюю Манчжурию (Приамурье и Приморье), Казахстан – Оренбургскую область и так далее.
Так что, рассуждая о стратегических выгодах, надо понимать, что риск потери новых территорий ни разу не перевешивает иллюзорный нейтралитет Японии. Или те инвестиции, которые японские фирмы готовы сделать в российские газовые проекты.
Свежие комментарии