На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ольга Мазлова
    "в 1926 г., заполняя анкету при поступлении в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, в графе национ...Считал ли Королёв...
  • Ольга Мазлова
    Любимой песней С. П. Королёва была украинская "Дивлюсь я на небо", которую ему с орбиты "на всю Вселенную" (с) спел к...Считал ли Королёв...
  • Ольга Мазлова
    "во всех других дошедших до наших дней документах Королев называл себя русским и только русским" Это ложь. И национал...Считал ли Королёв...

Эволюция курдов в сирийском конфликте: путь от демократического ополчения до полутеррористической группировки

Демократические силы Сирии являются одной стороной сирийского конфликта и состоят в основном из этнических курдов и из наемников, которые симпатизируют их основной идее — созданию независимого Курдистана. Костяк этой коалиции составляют курдские отряды народной самообороны (YPG и его женский вариант — YPJ), к которым примкнули арабские оппозиционные группы, а также ассирийские, армянские и туркменские отряды.

Изначально курды занимали исключительно оборонительные позиции в районах, на которых сосредоточены их общины — северо-восточная часть провинции Хасеке (наиболее крупные города — Камышлы и столица региона Хасеке) и северная часть провинции Алеппо (города Манбидж и Кобани). Им приходилось отражать удары боевиков «Исламского государства»* (ИГ). Также их позиции подвергались обстрелам со стороны турецкой границы. Анкара небезосновательно обвиняла Демократические силы Сирии в поддержке турецких курдов и их основную боевую единицу — Рабочую партию Курдистана.

Более того, в ходе операции «Щит Евфрата» турецкие вооруженные силы заняли значительные территории в северной части провинции Алеппо. При этом целью операции помимо противостояния распространению влияния ИГ была заявлена в том числе и борьба с сирийскими курдами. Операция  «Щит Евфрата» началась 24 августа 2016 года и была встречена президентом Сирии Башаром Асадом в крайне негативном ключе. Очевидно, что Анкара пошла на риск, поскольку несанкционированное вторжение на территорию соседнего государства могло привести к нежелательным последствиям. Например к ограничительным мерам со стороны ООН. Так что же стало спусковым крючком к вводу вооруженных сил Турции на территорию южного соседа без согласования собственных действий с Дамаском?

Дело в том, что Демократические силы Сирии к тому моменту медленно но верно теснили боевиков «Исламского государства». Курдам удалось занять северную часть провинции Ракка и северо-восточную часть провинции Алеппо, что позволило создать коридор от Камышлы и Хасеке до Манбиджа и Кобани. В связи с этим Турция не могла позволить дальнейшее укрепление Сирийского Курдистана и продвижение к Азазу. В этом случае Анкара практически лишалась контроля над сирийско-турецкой границей, а по соседству с неспокойными юго-восточными курдскими провинциями Турции укреплялась автономия сирийских курдов. Естественно, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган был вынужден принять непростое решение, которое могло обернуться неприятными последствиями на международной арене. Однако в случае бездействия в южных провинциях Турции мог вспыхнуть курдский мятеж. И кто знает, во что бы тогда вылился конфликт на Ближнем Востоке.

Тем не менее, курды значительно усилились, хотя видимых предпосылок для повышения боеспособности курдских добровольцев тогда не было. Этот момент стоит рассмотреть более подробно. Если вернуться в начало 2016 года, за несколько месяцев до начала операции «Щит Евфрата», то можно обнаружить 2 любопытных фактора. Первый — в феврале в Москве открылось представительство Сирийского Курдистана, что произошло практически одновременно с включением курдов в переговорный процесс по урегулированию сирийского конфликта.

Точное содержание переговоров в Астане с участием курдов неизвестно. Однако не исключено, что курды договорились с Дамаском о присоединении к активной борьбе с ИГ в обмен на обещание о рассмотрении вопроса о расширении курдской автономии в Сирии по аналогии с Иракским Курдистаном. Также курды могли договориться с Россией о получении помощи в борьбе с радикальными исламистами. Как мы помним, ВКС РФ наносили удары по террористическим объектам в том числе и в провинции Хасеке. Не исключено, что это помогло курдам укрепить свои позиции. Также шли переговоры о вводе перебазировании еще одной группировки ВКС РФ в Камышлы. Однако, по-видимому договориться так и не удалось. 

Зато спустя всего несколько месяцев всплыл второй фактор — в мае Джозеф Вотел, глава командования вооружённых сил США на Ближнем Востоке, встретился с лидерами Демократических сил Сирии и одобрил подготовку местных сил самообороны под руководством военных советников США. К этому моменту Вашингтон окончательно разочаровался в оппозиционной Свободной сирийской армии, которая показала неспособность стать реальной боевой силой. Поэтому американские военные переключились на курдов, что привело к развитию  двустороннего сотрудничества.

Демократические силы Сирии решили отвернуться от Москвы и Дамаска и фактически перешли под контроль Вашингтона, что позволило им медленно но верно развить наступление на позиции радикальных исламистов. Курды начали продвигаться в Ракке и к началу июня текущего года вышли к одноименной столице этой провинции и приступили к освобождению города. Однако взять город Демократическим силам Сирии до сих пор не удалось. Не исключено, что пришедший успех и поддержка со стороны США вскружили курдам голову. Но они забыли несколько ключевых моментов, которые обеспечили им успех.

Во-первых, не стоит забывать о продвижении сирийской армии в провинциях Хомс и Алеппо. Это вынудило боевиков ИГ перебросить значительные силы в эти регионы, что ослабило позиции террористов в провинции Ракка. Во-вторых, ВКС РФ регулярно наносили точечные удары по объектам радикальных исламистов на всей террористы Сирии, что и вовсе позволило курдам занять некоторые населенные пункты практически без боя.

Легкие победы вскружили голову бойцам Демократических сил Сирии, что привело к весьма печальным последствиям. Значительная часть арабоязычных СМИ сообщают о реальном геноциде в некоторых арабских деревнях в провинции Ракка. Местные жители жалуются, что после прихода курдов они живут ничуть не лучше, чем при «Исламском государстве». Появляются сведения о насилии в отношении мирных жителей, в некоторых поселениях были расстреляны целые семьи. Так что Демократические силы Сирии начинают вести себя как настоящие террористы.

Уверенность в собственной безнаказанности и тлетворное влияние американских военных советников, которые не раз были замечены за расстрелом мирного населения в Ираке и Ливии, легли в основу настоящей эволюции Демократических сил Сирии. Только развитие пошло с очевидным знаком «минус»: из реальных борцов с терроризмом курды сами превратились в полутеррористическую группировку, которая подозревается в совершении серьезных военных преступлениях. И самое серьезное обвинение — геноцид, на который в ООН почему-то закрывают глаза.

* – Деятельность организации запрещена на территории России решением Верховного суда.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх