На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ольга Мазлова13 апреля, 22:24
    "в 1926 г., заполняя анкету при поступлении в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, в графе национ...Считал ли Королёв...
  • Ольга Мазлова13 апреля, 22:22
    Любимой песней С. П. Королёва была украинская "Дивлюсь я на небо", которую ему с орбиты "на всю Вселенную" (с) спел к...Считал ли Королёв...
  • Ольга Мазлова13 апреля, 22:17
    "во всех других дошедших до наших дней документах Королев называл себя русским и только русским" Это ложь. И национал...Считал ли Королёв...

Владислав Иноземцев: "Нацпроекты выражены в слишком абстрактных показателях"

Из статьи экономиста Владислава Иноземцева. Полностью ее можно прочесть на . 

На прошлой неделе правительство обнародовало финансовые параметры очередных «приоритетных национальных проектов», призванных прославить новый период пребывания президента Путина в Кремле. Предполагается, что на демографические программы, развитие образования и здравоохранения, сооружение объектов инфраструктуры и даже «поддержку предпринимательской инициативы» будет потрачено 25,7 трлн.

рублей за ближайшие 6 лет, из которых почти 70,5% выделят налогоплательщики через федеральный и региональные бюджеты. Однако прежде чем оценивать реальность этих планов, стоит вспомнить, как были реализованы прежние. Сама идея «проектного развития» возникла в России в преддверии президентских выборов 2008 года, и Дмитрий Медведев отчасти триумфально въехал в Кремль как «куратор» этого направления. В те годы особое внимание было приковано к охране здоровья, обеспечению ро­ста населения, развитию инфраструктуры. Каковы же результаты?



В 2007 г. в России было 400 тыс. ВИЧ-инфицированных, сейчас по минимальным оцен­кам — 970 тыс., но скорее всего около 1,3 млн.; число онко­больных выросло с 2,4 до 3,5 млн. человек. Правительство отчиталось о не­вероятном росте продолжительности жизни — с 67,4 года в 2006 г. до 73,2 лет в 2018-м; однако при этом почему-то оказалось, что население в стране поч­ти не увеличилось (с 143,2 до 144,3 млн. человек без учета «приращения Кры­мом»), а в 2018 г. возобновилась его естественная убыль, что дает основания полагать, что озвученные цифры были не более чем статистической уловкой.

Российские дороги являются одними из самых дорогих в мире, но еще более удивительно то, что с 2003 по 2017 г.
протяженность построенных новых автотрасс сократилась (!) с 3,2 до 1,9 тыс. км при том, что затраты на дорожное строительство выросли с 124 до 630 млрд. рублей. Стоимость лекарств, закупаемых по государственным конт­рактам, часто превышает среднюю их цену в розничных торговых сетях в несколько раз, а нерыночные цены закупок медицинского оборудования стали уже притчей во языцех. Конечно, правительство пытается бороться со злоупотреблениями — но только в той степени, которая способна поддерживать бюрократию «в тонусе» и «выводить в расход» наиболее неуемных коррупционеров при сохранении в неизменном виде всей системы.

Фундаментальная проблема «национальных проектов» состоит в том, что они выражены в слишком абстрактных показателях, которые мало на что влияют. Борьба с бедностью может показаться очень успешной, если просто изменить параметры уровня бедности, как это у нас неоднократно делалось. Создать миллионы «высокотехнологичных рабочих мест» — скорректировав классификацию, по которой они определяются. Решить демографическую проблему — отказавшись от исчисления среднего возраста фактического дожития и перейдя на оценки «средней продолжительности предстоящей жи­зни».

Сегодня чиновники говорят даже не о количестве дорог, кото­рые они хотят построить, а о том, что к такому-то году 60 (или 80)% дорог должны «соответствовать нормативным показателям». Но разве показатели не для того считаются нормативными, чтобы им соответствовали все дороги, а если нет — то почему нельзя достичь такого результата вообще не тратя денег, а лишь подкорректировав нормативы (замечу: в ближайшие годы на дорожное строительство Владимир Путин намерен выделить вдвое больше средств, чем в предшествующую «шестилетку», однако сколько будет реально сдано новых трасс, он уже не говорит).

Иначе говоря, сегодня «приоритетные национальные проекты» — это кра­сиво названный «кошелек» чиновничьего класса, в который Кремль забот­ливо помещает деньги, полученные от повышения НДС и пенсионного воз­раста. Их стоимость — это de facto цена бюрократии, та часть бюджетных рас­ходов, которая выделяется как бы сверх обычного финансирования тех или иных отраслей или сфер, что предполагает простой расчет: если из этого что-то получится — замечательно; если все выделенные деньги «рассосутся» бесследно — никакой трагедии не случится. Для власти, разумеется, а не для населения. Последнее привыкает оплачивать из собственного кармана все большее число трат, которые, несомненно, должно было нести государство и без всяких «национальных проектов».

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх