На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ольга Мазлова
    "в 1926 г., заполняя анкету при поступлении в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, в графе национ...Считал ли Королёв...
  • Ольга Мазлова
    Любимой песней С. П. Королёва была украинская "Дивлюсь я на небо", которую ему с орбиты "на всю Вселенную" (с) спел к...Считал ли Королёв...
  • Ольга Мазлова
    "во всех других дошедших до наших дней документах Королев называл себя русским и только русским" Это ложь. И национал...Считал ли Королёв...

Цены на газ и электроэнергию стали для Литвы расплатой за энергетическую политику

Цены на газ и электроэнергию стали для Литвы расплатой за энергетическую политику

Фото: inna_ / pixabay

Цены на энергоносители в Литве продолжают стремительно расти. На минувшей неделе в прибалтийской республике резко подорожала электроэнергия. При этом власти предупреждают, что в 2019 году потребителям придется платить за газ, электричество и отопление еще больше. Таков главный итог борьбы прибалтов за свою «энергетическую независимость», которая загоняет людей в нищету.

Последнее ощутимое повышение тарифов для бытовых потребителей в Литве произошло этой осенью. На минувшей неделе стоимость электроэнергии снова подскочила на 9,3%. В компании Elektrum Lietuva говорят, что рост цен обусловлен разными причинами. К примеру, сухой и холодной погодой в регионе, которая стимулирует потребность в электричестве. Параллельно с этим в Литве сокращаются объемы собственного производства.

Эта тревожная тенденция наметилась отнюдь не сегодня. В 2014 году потребление электроэнергии в Литве достигло рекорда за последние 5 лет. Генеральный директор оператора системы передачи электроэнергии Litgrid Дайвис Вирбицкас тогда сделал вывод, что 2014-й был для Литвы «активным, экономически благоприятным, а настроения — оптимистичными». Вот только в сфере производства электроэнергии (оно по сравнению с 2013 годом сократилось на 7,8%) активности не наблюдалось.

В 2016 году потребление продолжало расти, а собственная выработка сократилась еще на 14%.

Закономерный итог — рост цен и усиление зависимости страны от поставок электроэнергии. Похоже, с этого пути Литва, будучи лидером Прибалтики по дороговизне электричества, сворачивать не собирается.

В конце ноября Комиссия по контролю над ценами и энергетикой преподнесла гражданам рождественский подарок — утвердила новые коммунальные тарифы на первую половину 2019 года. Еще до оглашения окончательных цифр компания Lietuvos energijos tiekimas (LET) начала готовить литовцев к тому, что из-за подорожания электроэнергии на международном рынке потребителям придется раскошелиться.

С 1 января электричество для населения подорожает более чем на 15%. Ценник газа также изменится: для разных групп потребителей стоимость голубого топлива вырастет от 11,86% до 18,42%.

Рынок диктует свои условия, которые не укладываются в голове у министра энергетики Литвы Жигимантаса Вайчюнаса: цены на электроэнергию и газ увеличиваются на 30–40%! Что в этих условиях может сделать правительство? «Отвоевать» для населения несколько процентов, но не более.

«То, что сделали Минэнерго и комиссия по ценам до этого дня, — это все, что было возможно сделать, чтобы регулируемая часть цены не менялась», — резюмировал премьер-министр Саулюс Сквернялис. Так что литовским властям еще нужно сказать спасибо за то, что цены выросли на 15–20%, а не на 25–30%!

После праздников правительство будет искать способы снизить цены на газ и электричество в будущем — Сквернялис объявил об этом, когда стало ясно, что с нового года тарифы поднимутся. Как именно? Премьер-министр туманно говорит о каких-то «стратегических энергетических проектах»…

На днях стало понятно, к чему он клонит: Сейм Литвы разрешил выкуп клайпедского СПГ-терминала, срок аренды которого заканчивается после 2024 года. За соответствующее решение проголосовали 99 депутатов, а один из них — председатель парламентской Комиссии по вопросам энергетики Виргилиюс Подерис — поспешил заверить соотечественников, что выкупать судно-газохранилище действительно надо.

«Обладая собственным терминалом, мы сможем обращаться с ним как захотим — покупать, продавать или, продав, купить другой; у нас будет больше свободы и возможностей решать», — радуется депутат. А будет ли возможность закупать для своей страны недорогой газ? Об этом Подерис почему-то ничего не говорит.

Оно и понятно: терминал Independence так и не стал региональным, Латвия и Эстония без него прекрасно обходятся. Поэтому потенциальные выгоды от аренды судна-хранилища остались на бумаге, а расходы на его содержание вполне реальны. Но отказываться от любимой «игрушки» Литва не собирается.

Другой вопрос — где взять деньги? Точная стоимость судна неизвестна, но, в любом случае, норвежцы за копейки его не отдадут. Понимая это, компания-оператор терминала Klaipedos nafta собирается взять заем примерно на 300 миллионов евро, под который правительство предоставит государственные гарантии.

Интересно, что на этот счет думает сам господин Сквернялис — радетель за невысокие коммунальные тарифы? Не он ли ранее собирался искать способы «снижения ноши терминала для литовских налогоплательщиков»? Что ж, найден поистине «гениальный» способ — выкупить нерентабельную махину.

Литва уже изъявляла желание осуществить эту сделку досрочно. Экс-министр энергетики Рока Масюлис в 2016 году собирался обсуждать вопрос выкупа судна с его оператором Hoegh LNG и проговорился, что «пока норвежцы к этому вроде бы не склонны».

А куда им, собственно говоря, торопиться? Руководство Hoegh LNG видит, что Вильнюс готов щедро платить за свою «энергонезависимость». Поэтому литовским властям дают от ворот поворот: сначала выполните условия контракта, а потом выкупайте.

«В течение десяти лет они заплатят норвежцам 800–900 миллионов евро. И после этого еще заплатят им 100–200 миллионов евро за выкуп судна, которое стоило при строительстве десять миллионов. Это математика, которую нужно изучать литовским гражданам», — поясняет заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

В электроэнергетике за «независимость» тоже придется платить. Чтобы к 2025 году выйти из кольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва) и синхронизироваться с электросетями Европы, Литве нужно потратить сотни миллионов долларов. Жигимантас Вайчюнас уверяет, что большую часть расходов возьмет на себя Евросоюз. Заявление само по себе очень оптимистичное. Но даже если страны Балтии добьются финансирования со стороны ЕС, на республиканские бюджеты все равно ляжет серьезная нагрузка.

Параллельно с выходом из БРЭЛЛ тарифы на электричество в Литве будут продолжать расти вплоть до 2025 года. Такой прогноз недавно сделала аналитик Международной компании в области энергетики ICIS по рынкам энергетики и двуокиси углерода Евросоюза (ЕС) Вия Пакалкайте. После 2025 года цены пойдут вниз «из-за того, что в Литве будет вырабатываться все больше электроэнергии».

Но откуда возьмется это «все больше»?

«Литовская стратегия заключается в необходимости как можно больше покупать электроэнергию и как можно меньше ее вырабатывать», — говорил в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru почетный член литовского комитета Мирового совета по энергетике Альгирдас Стумбрас. Менять подход и инвестировать в новые мощности по производству электроэнергии власти явно не собираются.

Казалось бы, у Литвы есть все, что нужно для счастливой жизни: и СПГ-терминал в Клайпеде, и электрокабель NordBalt из Швеции, и готовность выйти из БРЭЛЛ. Энергетическая монополия России, которая якобы дорого обходилась республике, осталась в прошлом. Вот только счастья (то есть дешевого газа и света) нет до сих пор.

Напротив, за все «истории успеха» литовцы платят из собственного кармана. «Независимость» — она такая. Голая и с протянутой рукой.

Алексей Ильяшевич


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх