Содержание:

«Испанка» — чума ХХ века
До сих пор самой страшной болезнью в истории человечества считается чума, которая свирепствовала во времена Средневековья. Она выкашивала целые деревни, наполовину опустошала города.
Болезнь не щадила ни бедных, ни богатых. Кто читал серию романов Мориса Дрюона «Проклятые короли», тот наверняка обратил внимание на перечень основных героев с их краткой биографией на первых страницах каждой книги. У многих особ королевской крови в конце написано, что они умерли от чумы.
За другой болезнью, СПИДом, закрепилось название — чума ХХ века. Но на самом деле, человечеству 100 лет назад пришлось пережить более суровое испытание. Чумой двадцатого века следовало назвать не СПИД, а пандемию «испанки» 1918-1919 годов, которая погубила, по разным данным, от 50 до 100 миллионов человек во всем мире. Среди них оказались такие известные люди, как революционер Яков Свердлов и звезда немого кино Вера Холодная.
На заметку! Фактической «чумой ХХ века» можно назвать пандемию «испанки», которая унесла многие миллионы человеческих жизней.
Во время «испанки» погибло в 5 раз больше людей, чем в Первой мировой войне, более точную цифру назвать трудно - жертв болезни было так много, что их не успевали регистрировать. Когда заканчивались гробы, рыли траншеи под братские могилы. Так поступали во Франции, в Южной Африке, на востоке США. В Индии трупы традиционно сжигали, но когда не стало дров для кремации, умерших сбрасывали в Ганг.
Россия, по самым скромным подсчетам, тогда потеряла около миллиона человек, но это старались сильно не афишировать, война — вот что волновало общество в первую очередь. В газетах того времени преобладали новости о том, что происходило на полях сражений, а о новом гриппе ничего не сообщалось. Особо не говорили об этом и в последующие годы.

Теперь, когда прошло более 100 лет, об этой пандемии и вовсе забыли. Люди расслабились и потеряли бдительность, обычного гриппа уже никто не боится, все верят в волшебство разных вакцин и могущество современной медицины. Легкую панику у населения может вызвать разве что более экзотические разновидности гриппа — птичий, свиной. Но что мы знаем об этих вирусах?
К сведению! Человечество научилось побеждать многие опасные вирусы, однако, большое количество из них ещё раскрыло свою силу и они могут оказать очень опасными для нас.
Большое количество жертв «испанки» многие списывают на военные действия и тяжелые бытовые условия. Люди недоедали, испытывали стресс и тревогу за своих близких. Солдаты месяцами сидели в сырых, грязных и вшивых окопах. Но на скорость распространения и убойную силу вируса «испанки» повлияло не только это. В странах, не имеющих к войне никакого отношения, от этой болезни погибло несметное количество людей. Западное Самоа лишилась 22% населения, в Индии стало на 14 миллионов человек меньше. Исчезли десятки малых народов, потому что люди вымирали целыми общинами. У обособленных групп людей, как правило, слабый иммунитет.
Главная причина высокой смертности кроется в самом вирусе «испанки», который вызывает у человека коллапс дыхательной системы. Это очень похоже на коронавирус, не правда ли?
Давайте разбираться, что это такое.
Что такое вирус
Неклеточный инфекционный агент - такое определение вируса дается в Википедии, но справедливее было бы назвать вирус «маленькой пакостью», вроде той, что живет под крышкой унитаза в телевизионной рекламе. Под микроскопом он похож на шарик, который содержит простейший генетический материал в виде обрывков молекулы РНК.

Ученые не признают вирусы живыми существами, потому что они не растут, не питаются и не выделяют продукты распада, но создавать себе подобных они могут. Вирусы делают это внутри живых клеток. Для этого они поражают все живое вокруг — людей, животных, растения.
Проникнув в клетку, вирус сразу приступает к разрушительной работе. Он заставляет репродуктивную систему клетки создавать новые вирусы, вбрасывая свои молекулы РНК. Вирусы-дети выходят наружу и захватывают новые группы клеток.
Факт! Состояние вируса можно назвать «на грани живого и неживого». Вне клетки - он не живой, но когда попадает в живую клетку вирус активизируется и начинает свою деятельность.
Параллельно вирусы синтезируют белки, которые уничтожают фаги легочной ткани — часть иммунной системы. Вирусы гриппа, уничтожая макрофаги, создают благоприятную почву для вторжения других инфекций, которые расселяются в слизистой носа и легких, не встречая никакого сопротивления. Так гриппможет перетечь в синусит и пневмонию.
Существует много разновидностей вирусов гриппа, большинство из них хорошо изучены. Но коварство этих маленьких гадов в том, что они способны трансформироваться в новые, порой неожиданные варианты.
Это может произойти, когда в клетку попадают сразу два однотипных, но отличающихся между собой вируса. Как было сказано выше, их генетический материал представляет собой фрагменты РНК. При их перемешивании в новом поколении могут появиться как точные копии исходных вирусов, так и их комбинации, «два в одном». Почти как при размножении людей и животных, когда ребенок или детеныш похож одновременно на обоих родителей. Каким будет этот вирус — вполне безобидным «зверем», не способным убить даже муху, или страшным монстром, который опустошит все страны и континенты? Этого, как писал Ф.Тютчев, нам не дано предугадать.

Такие внезапные сдвиги в свойствах вирусов представляют огромную опасность. Новый, неизвестный науке штамм, может появиться неожиданно и унести сотни жизней до того, как его успеют зафиксировать.
Скорее всего, и вирус «испанки» возник из комбинации гриппа человека с гриппом домашних птиц и животных. Впервые вирус гриппа был выделен у кур (в 1901 году), затем у свиней (в 1931 году). «Человеческий» вирус был открыт позже всех — в 1933 году.
Как все начиналось
Несмотря на название, этот грипп зародился вовсе не в Испании. И даже не в Европе. По самой распространенной версии, первоисточник этой заразы надо искать в Китае. Первый штамм нового гриппа появился именно там, а затем китайские рабочие завезли его в штат Канзас, США. На военной базе Фанстон весной 1918 года вспыхнула первая волна эпидемии гриппа. Из 1100 заболевших новобранцев 39 умерли от пневмонии, которая развивалась на удивление стремительно. Сезонные заболевания среди военнослужащих — не редкость. В тот год зима была холодной, поэтому почти четыре десятка смертей военное начальство восприняло спокойно.
На заметку! Большое заблуждение, что «Испанка» зародилась в Испании, это не так. Своё начало вирус берёт в Китае, потом он переместился в США и только потом он переехал в Европу.
Первая волна заболеваний прошла сравнительно безобидно, но уже тогда было ясно, что этот грипп существенно отличается от обычных респираторных инфекций, которые в основном поражают верхние дыхательные пути (это очень заразно, но не смертельно). Новый штамм вируса сразу внедрялся в клетки легких. У каждого третьего заболевшего развивалась тяжелая пневмония.
И еще одно отличие. Обычный грипп чаще поражал стариков и маленьких детей в возрасте до двух лет. Новый же вирус убивал молодых здоровых парней, которых только что признали годными для прохождения воинской службы. Это было что-то новое и пугающее.

Местный врач был так встревожен, что отправил письмо в Национальное бюро здравоохранения. Он увидел в этом угрозу страшной эпидемии. Но от него лишь отмахнулись. Соединенные Штаты участвовали в Первой мировой войне на стороне Антанты, надо было готовить и отправлять новые воинские подразделения за океан, а тут какой-то грипп. Менять из-за этого свои планы правительство не собиралось и очередную партию новобранцев на кораблях отправили во Францию. Так смертоносный вирус с американских отрядов перекинулся на французскую армию.
Респираторные заболевания на фронте случались и раньше, это были единичные вспышки, которые быстро заканчивались, но грипп, который привезли американские братья по оружию, разгорался все сильнее, захватывая новые группы войск.
Дальнейшее распространение
Западный фронт стал идеальным местом для дальнейшего распространения болезни. При нормальных условиях любой вирус проносится по человеческой популяции, забирает нужное количество жертв и затихает, исчерпав свои возможности. Здесь же ему постоянно подбрасывали новое «пушечное мясо» — новобранцев из разных стран. Следующими заразились англичане. Вместе с партиями раненых вирус переправился на Британские острова.
Факт! Новобранцы, которые постоянно поступали на фронт Первой мировой войны служили свежими носителями и распространителями опасного вируса.
К лету, вопреки ожиданиям, эпидемиологическая ситуация не улучшилась, а еще более обострилась. Госпитали не вмещали всех заболевших, солдаты с высокой температурой и в бреду лежали под открытым небом. Армия союзников несла большие потери не только в боях с противником, но и в неравной борьбе с вирусом гриппа. Германия перешла в наступление.

Война, как известно, не обходится без пленных. С их помощью вирус радостно ворвался в германскую армию. Четверть немецких солдат лежала пластом, в то время как их противники уже пошли на поправку и начали активно возвращаться в строй. Генеральное наступление германских войск, которое было намечено на 15 июля, с треском провалилось. После этого начали наступать союзные войска. В войне наступил переломный момент.
Все воюющие страны скрывали информацию о масштабах эпидемии, чтобы не признаваться в слабости своих войск. Этому способствовала жесткая военная цензура. Грипп выкашивал тысячи людей на фронте и в тылу, но в прессе об этом не говорилось ни слова. Военная тайна.
Вирус добрался до Испании
Испания не участвовала в Первой мировой войне, и цензура на ее средства массовой информации не распространялась. К тому же в этой нейтральной стране новым гриппом были заражены 8 миллионов человек, в том числе и король Испании Альфонсо XIII. В испанских газетах много писали об этом. Так весь мир узнал о страшной болезни, которую сразу стали называть «испанкой», но на самом деле в ней нет ничего испанского.
Вирус - в Испании! Несмотря на то, что Испания не принимала участия в боевых действиях, вирус добрался и до этой страны, где были заражены миллионы людей, в том числе и монарх.
Итак, союзники перешли в контрнаступление. У многих появилась надежда, что Германия вот-вот выбросит белый флаг, и война закончится. Появился еще один повод для радости: эпидемия пошла на убыль. Многие газеты поспешили сообщить, что «испанка» наконец-то побеждена.
Никто тогда и представить не мог, что менее чем через месяц ужасная болезнь вернется за новыми жертвами и наделает еще больше бед.
Вторая волна
Второй виток «испанки» начался в августе 1918 года. Болезнь вспыхнула одновременно в трех крупных портах, расположенных на разных континентах: в Бресте (Франция), Бостоне (США) и Фритауне (Сьерра-Леоне, Западная Африка).

Это был тот же грипп, что начался весной. Тех людей, которые уже успели переболеть, осенняя вспышка обошла стороной. В частности, солдат армии союзников (американцев и французов) она почти не коснулась. Не затронула новая волна и Копенгаген, жители которого в полном составе переболели «испанкой» весной и в начале лета. Зато на тех, кого болезнь пощадила в первой волне, грипп обрушился с утроенной силой.
За время, проведенное в окопах Западного фронта, вирус окреп и озверел. Нет, новый вид не появился. Просто в результате многочисленных мутаций возникла обновленная, более совершенная копия старого вируса «испанки». Пожалуй, тот вирус, что уничтожал новобранцев полгода назад на военной базе в штате Канзас, теперь бы не смог узнать своего пра-пра-пра-пра-внука. Обычный грипп убивал одного из тысячи заболевших. «Испанка» второй волны стала отправлять на тот свет каждого десятого из них. А затем — каждого пятого.
Научный факт! Со временем вирусы мутируют, их убийственная сила может как увеличиваться, так и уменьшаться. Вирус может мутировать даже в организме одного человека на протяжении одной болезни.
Сьерра-Леоне была колонией, позже — протекторатом Британии, а также угледобывающим центром. Во Фритауне останавливались суда, которые курсировали между Европой и Азией, и заправлялись углем. И вот в середине августа 1918 года команда английского судна завезла в этот портовый город «испанку», и уже к концу месяца Фритаун превратился в рассадник этой болезни.
В придачу к углю каждое проходящее судно получало смертельный вирус. Значительная часть моряков погибала в пути, не успев увидеть родной берег. Сама Сьерра-Леоне потеряла около 5% населения. Из этой страны «испанка» перескочила в Южную Африку и парализовала обширную территорию, уничтожив 500 тыс. человек.
Расовые разногласия резко обострились. Белые переселенцы решили, что во всем виновато коренное население, которое разносит заразу. Тогда во многих местах появились первые таблички «Только для белых». Карантинные меры закрепили на законодательном уровне. «Испанский» грипп стал причиной апартеида.

Тем временем корабли союзников, прибывающие из Европы в американские порты, тоже разносили грипп. Больные матросы представляли собой печальное зрелище: у них текла кровь из носа и ушей, легкие поражались до такой степени, что становились дырявыми, как решето. Все удивлялись — неужели это грипп? Казалось, что такие симптомы могут быть только у более страшной, неизвестной болезни. У какой-нибудь новой разновидности чумы, например. Но это был грипп. «Испанка» второй волны.
Моряков немедленно сажали на строгий карантин, старались изолировать. Но вирус было трудно удержать. Первый «сухопутный» больной появился в больнице Бостона 3 сентября 1918 года. На следующий день признаки болезни обнаружили у себя студенты Гарварда, несколько человек. А студенты — народ общительный. Массовая эпидемия должна была разразиться в любой момент.
Неспоримый факт! Если заражённых вирусом не изолировать, то болезнь может распространяться с бешеной скоростью. Часто случаются летальные случаи, если вирус является смертельным.
И это случилось. В 35 милях от Бостона есть военная база Девенс. В сентябре заболевает несколько солдат, и их болезнь напоминала менингит: высокая температура, горячечный бред. О карантине даже речь не шла — база была под завязку набита новобранцами. Через неделю началась эпидемия. В Девенсе умирало по 100 человек в день.
Болезнь протекала очень быстро. За сутки молодые здоровые мужчины превращались в трупы синюшного цвета с легкими, забитыми мокротой. Они умирали, потому что не могли дышать. Так погибают тонущие люди, когда их легкие наполняются водой. Они кашляли так мучительно и сильно, что у них рвались брюшные мышцы. Врачи и медсестры были измотаны до предела, иногда они просто падали и умирали от истощения.
В Девенсе ввели карантин, но было уже поздно. К концу сентября «испанка» захватывает каждую вторую американскую военную базу, а оттуда перекидывается на города. Военные врачи пытались хотя бы временно остановить поток новобранцев, которые продолжали прибывать на военные базы, но правящая верхушка была категорически против этого, т.к. Германия уже почти проиграла войну, еще одно небольшое усилие — и можно праздновать победу.

Был объявлен новый призыв, сотни тысяч молодых парней наполнили учебные лагеря... Позже их похоронят в траншеях, потому что гробов на всех не хватит. Количество жертв увеличилось многократно.
Чтобы в такой важный исторический момент не подорвать боевой дух американцев, власти старались умалчивать огромное количество смертей. Они уверяли: эпидемия достигла своего апогея, вот-вот начнет утихать, какие-либо меры принимать бессмысленно. Такая политика привела к тому, что гробы стали заканчиваться в Филадельфии, Новом Орлеане и Нью-Йорке. Родители хоронили детей в картонных коробках. Морги были переполнены. Ящики с трупами складывали штабелями прямо на улице. Ходили слухи, что немцы отравили воду, завезли в Америку страшную чуму.
К сожалению или к счастью? В современном мире правительства всех стран страются не разглашать реальных масштабов эпидемий, чтобы не сеять панику и не распространять страх среди населения.
Заводы и фабрики остановились, магазины закрылись, не работало ни одно учреждение. Люди продолжали умирать. «Если и дальше так дело пойдет, через несколько недель погибнет все человечество», — писал глава медицинской службы США.
Третья волна
Вторая волна эпидемии закончилась так же неожиданно, как и началась. Люди по-прежнему заболевали, но кривая смертности резко пошла вниз. Видимо, вирус мутировал опять и новый штамм оказался менее агрессивным.
Не успели все перевести дух, как вирус пошел по третьему кругу. Если бы люди вели себя так же беспечно, как раньше, эта волна могла бы стать самой губительной из всех, но она оказалась гораздо слабее, потому что люди поняли — эпидемию гораздо проще предотвратить, чем бороться с её ужасными последствиями.
Поскольку медикаментозных средств от «испанки» так и не нашли, больше внимания стали уделять изоляции больных, гигиене и карантину. Все эти меры оказались очень эффективными. В Австралии ни один человек не заболел «испанкой» третьей волны, потому что все прибывающие суда отправлялись в карантин. В Нью-Йорке полицейские арестовывали прохожих за то, что они плевали на тротуар.

Все надели марлевые повязки. Особенно полюбились они жителям Японии. Возможно, благодаря этому Страна Восходящего Солнца легче перенесла эпидемию, чем другие страны Азии. Кроме того, в целях безопасности Япония резко ограничила морские путешествия.
Победа над пандемией! Хоть и не нашлось вакцины против «испанки», простые средства борьбы смогли победить заразу: карантин, изоляция, гигиена пришли на помощь человечеству.
Конец пандемии
Весной 1919 года «испанка» отступила. Этой болезнью переболела почти треть населения земного шара — 550 миллионов человек. Вакцину создать так и не удалось.
Вывод
Примерно раз в несколько десятилетий в мире случаются массовые эпидемии. Сейчас мы переживаем одну из них — пандемию коронавируса COVID-19. Современные медики знают о вирусах гораздо больше, чем их коллеги в 1918 году. К тому же 100 лет назад не было антибиотиков, а теперь их могут назначить больному, если к вирусам присоединятся бактериальные инфекции.
Все фармацевтические компании мира работают над созданием новых препаратов и вакцин. Несмотря на это, невидимые враги — вирусы, будут постоянно преследовать людей. История человечества развивается по спирали, многие события повторяются, поэтому очень важно извлекать уроки из прошлого.
Видео из итальянской клиники, переоборудованной для лечения пациентов с коронавирусом
Свежие комментарии