
Деловая пресса сообщает: «Международный валютный фонд (МВФ) оценил долю государственного сектора в добавленной стоимости в России в 2016 году в 33%, говорится в докладе организации». Эта сухая констатация обязательно станет поводом для очень сильного раздражения тех, кого принято в России называть системными либералами.
Впрочем, несистемные либералы будут испытывать не менее неприятные эмоции. Дело в том, что МВФ (который вряд ли хотел добиться именно этого результата) своим докладом замахнулся сразу на две священные коровы российского либерального нарратива. Первая священная корова, которая вот уже много лет присутствует в любом выступлении хоть сколь-нибудь значимого сислиба, который претендует на роль вершителя экономической судьбы отечества — это тезис о том, что российская власть занимается тем что душит частный бизнес, частный сектор, частную инициативу и проводит эдакую ползучую национализацию всего и все, а значит в руках двуглавого орла на российском гербе уже мерещатся серп и молот.
Из этого тезиса обычно делается вывод о том, что нужно срочно остановить рост участия государства в экономике, срочно заняться приватизацией и не менее срочно вытолкать государство из банковского сектора и других сфер экономики, в которых присутствие государства выросло до совсем неприличных показателей.
МВФ в своем докладе наносит этому тезису травмы несовместимые с жизнью: уровень, обозначенный МВФ — 33% не только радикально ниже уровня в 50%, о котором обычно говорят российские экономические чиновники и эксперты, но и растет гораздо медленнее, чем предполагалось ранее. Рост в 1% за четыре года — это никак не согласуется с распространенным мнением о том, что в России семимильными шагами идет процесс превращения экономики в систему, которую контролируют бюрократы, постепенно превращающиеся в эдакой аналог советского Госпалана.
Вторая священная корова российского системного и несистемного либерализма, которая пострадала от доклада МВФ, это тезис о том, что в России невозможно построить прибыльный частный бизнес. Обычно в качестве причин указывают ужасный бизнес-климат, плохой инвестиционный климат, высокие процентные ставки по кредитам, давление чиновников и силовиков на бизнес.
Проблема в том, что МВФ указывает на то что две трети добавленной стоимости в российской экономике производятся в частном секторе, а значит частный бизнес, несмотря на все проблемы (некоторые — мнимые, а некоторые — очень серьезные и реальные) вполне активно работает в экономике, которую уже давно принято считать квазигосударственной.
Что будут делать сторонники новой приватизации с этими данными МВФ? Они не могут их игнорировать, но они могут достать из рукава козырь, который для борьбы с неудобной статистикой обычно используют завзятые лоялисты: они скажут что Россия — это особая страна, и МВФ не смог адекватно все измерить. Это неприятно признавать, но аргумент скорее всего сработает, и мы снова будем слышать призывы радикально сократить государственное присутствие в экономике.
Свежие комментарии